Советы Серафима Саровского

Советы Серафима Саровского.

Впоследствии он говорил, что с духом печали неразлучно, бок обок действует и скука. На монаха скука нападает около полудня, она в нем создает такое сильное беспокойство, что не может он больше выносить такой жизни, несносны становятся ему живущая с ним братия, место жительства, а во время чтения в нем возбуждается какое-то отвращение сильная алчба и частая зевота. Демон скуки после насыщения чрева начинает внушать монаху мысли выйти из келии, поговорить с кем-нибудь, давая волю фантазии, что избавиться от скуки можно не иначе, как постоянно беседуя с другими. И одолеваемый скукой монах подобен хворосту пустынному, который то несется по ветру, то снова немного остановился. Он гонится за ветром как безводное облако.

Если сей демон не может монаха извлечь из келии, то во время чтения и молитвы начинает ум его развлекать. Он начинает ему давать помысел, что это не так лежит, а это не в этом месте; в порядок надобно привести, и делает все это для того, чтобы сделать ум бесплодным и праздным.

Сия болезнь молитвою врачуется, посильным рукоделием, воздержанием от празднословия, терпением и чтением Божьего слова, поскольку от празднословия, малодушия и праздности рождается она.

Мы должны неусыпно хранить свое сердце от впечатлений и непристойных помыслов. По слову первоисточника: Храни свое сердце больше всего хранимого, так как оно является источником жизни.

В сердце от бдительного его хранения рождается чистота, в которой по заверениям Истины Вечной зрится Господь: Чистые сердцем блаженны, ибо Бога они узрят.

Что в сердце лучшего есть, того мы не должны обнаруживать без надобности, так как только тогда может быть вне опасности собранное от невидимых и видимых врагов, когда, как сокровище, хранится оно во внутреннем сердце. Тайны своего сердца не всем открывай.

Христианское сердце, что-либо приняв Божественное, со стороны убеждение еще другого не требует в том, что небесное оно, так как плоды духовные ощущает в себе: радость, любовь, мир, благость, долготерпение, милосердие, кротость, веру, воздержание.

Наоборот же. Если бы Дьявол преобразился в светлого ангела или же представлял только самые благовидные мысли, то все равно сердце еще будет чувствовать какое-то волнение в мыслях, неясность и смятение чувств.

Истинная же цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Святого Божиего Духа. Ради Христа только доброе, делаемое нами дело приносит всем плоды Духа Святого. А делаемое все же не ради Христа, пусть и доброе, но для будущего века мзды в жизни не представляет нам, да и благодати Божией в здешней жизни не дает. Именно поэтому сказал Господь Иисус Христос: "Иже со мною не собирает, расточает".