О подвигах

О подвигах.

О подвигах.

Количество подвигов сверх меры не должно предпринимать, а стараться, чтобы плоть наша - друг - была верена и способна к творению добродетелй.

Идти надобно средним путем, ни на десно не уклоняясь, ни на шуе; духовное давать духу, а телесное - телу, для поддержания жизни временной потребное. Также не должно и отказывать общественной жизни в том, чего она от нас законно требует, по словам Писания: кесарево кесареви воздати и Богови Божия.

И душе своей должно снисходить в ее несовершенствах и немощах и свои недостатки терпеть, как недостатки ближних терпим, но не лениться и непрестанно к лучшему себя побуждать, к добродетелям.

Пищи ли ты много употребил или что-то сродное слабости души человеческой, другое сделал, сим не возмущайся, вреда ко вреду не прибавляй; но, себя к исправлению мужественно подвигнув, мир душевный старайся сохранить, по словам Апостола: себе блаженъ не осуждаяй, искушается о немже.

Изможденное болезнями или подвигами тело умеренным сном, питием и пищею должно подкреплять, даже не наблюдая и времени. После воскрешения Иаировой дочери Иисус Христос повел тут же дати ей ясти.

Если изнурим свое тело самовольно до того, что и дух изнурится, будет безрассудным таковое удручение, хотя бы делалось сие для снискания добродетели.

До тридцати пяти лет, то есть до преполовения жизни земной, человеку велик подвиг в сохранении себя, и в сии лета многие в добродетели не устраивают, но собственным пожеланиям с правого пути совращаются, как свидетельствует святой Василий Великий о сем: собрали многие много в юности, но бывши посреде жития, восставшим от духов лукавствия на них искушениям, волнения не стерпели и лишились всего того.

А чтоб такого превращения не испытывать, поставить надобно себя будто бы на мериле испытания и наблюдения за собою внимательного, по учению святого Исаака Сирина: якоже приличествует на мериле коемуждо извести жительство свое.

Успех всякий в чем-либо мы должны ко Господу относить и говорить с пророком: Господи, не намъ, не намъ даждь славу по имени Твоему.

О бодрствовании против искушений.

Внимательны всегда мы должны быть к нападениям дьявола; так как можем ли мы надеяться, чтоб оставил он нас без искушения, когда нашего Самого Подвигоположника не оставил и веры Начальника и Совершителя Господа Иисуса Христа? Господь Сам сказал апостолу Петру: Симоне! Симоне! Проситъ васъ се сатана, дабы яко пшеницу сеялъ.

Итак, во смирении мы всегда должны Господа призывать и молить, да не попустит быти искушению на нас выше нашея силы, но от лукавого да избавит нас.

Ибо когда самому себе человека Господь оставит, тогда готов его дьявол стереть, яко пшеничное зерно жернов мельничный.