Советы Серафима Саровского

Советы Серафима Саровского.

Стяжание Божиего Духа является тем же капиталом, но только благодатным и вечным. Иисус Христос жизнь нашу уподобляет торжищу и дело нашей жизни на земле именует куплею, и всем нам говорит: "Купуйте, дондежу приду, искупующе время, яко дние лукави суть", другими словами выгадывайте время через земные товары для выгадывания благ небесных. Земными товарами являются добродетели, совершаемые ради Христа, доставляющие благодать Всесвятого Духа нам.

Мы часто думаем, что добродетель сделали, и тем-то сотворили добродетель, а до того благодать Божия Духа нами получена ли была, достигли ли ее мы, и дела нет.

Тело свое истощай бдением и постом - и мучительные мысли сладострастия отразишь.

Как Божие дело - миром править, так дело души - телом управлять.

Скорбью и страданием истребляется похоть, или произвольной, или Промыслом посылаемой.

Свое тело какой мерой меришь, в такой же мере Бог тебе воздаст воздаяние праведное ожидаемых благ.

Бесстрастие хорошо: это состояние сам Бог дает и утверждает в душах боголюбивых.

Молитва и уединение - к добродетели великие средства: они, очищая ум, делают прозорливым его.

Великодушия и терпения требует подвижничество, так как только долговременным трудолюбием искореняется миролюбие.

Иногда ум, получивший какую-то часть бесстрастия, бывает непоколебим, но неопытен без дел.

Отец Серафим в своих наставлениях всегда говорил, что хотя о душе надо иметь все старание, подкреплять тело же только для того, чтобы к укреплению духа оно способствовало, но если свое тело самовольно изнурим до того, что и дух изнурится, то удручение такое будет безрассудным, хотя бы делалось сие для снискания добродетели.

Известные правила соблюдал старец в раскрытии своих благодатных дарований перед другими. Эти правила им изложены в наставлениях "О хранении познанных истин".

Он говорил, что без нужды не должно открывать сердца своего другому: только одного из тысячи можно найти, который тайну твою сохранил бы. Когда в себе ее сами не сохраним, как надеяться можем, что другим может быть она сохранена?

С душевным человеком говорить надо о человеческих вещах; с человеком, имеющим же духовный разум, говорить надобно о небесных.

Когда в мире среди людей случится быть, не должно говорить о духовных вещах, особенно когда желания к слушанию в них не примечается.

А потому сокровище дарований в себе должно стараться скрывать всеми мерами, в противном случае не найдете, а потеряете.

Когда же дело дойдет или же потребует надобность, то в славу Божию откровенно должно действовать, прославляющая меня по глаголу Аз прославлю, потому что открылся уже путь.