Почитание и канонизация Серафима Саровского

Почитание и канонизация Серафима Саровского.

Жизнеописание Старца Серафима является основным письменным историческим источником сведений о мудреце Серафиме. Оно составлено Сергием, саровским иеромонахом. С 1818 года он собирал и записывал любые свидетельства о двух подвижниках саровского монастыря: схимонахе Марке и Серафиме. В Троицко-Сергиевой Лавре в 1839 году было издано "Краткое начертание жизни" подвижника, схимонаха Марка при помощи митрополита Филарета (Дроздова). В книгу были включены "Духовные наставления отца Серафима". В 1841 году было опубликовано "Сказание о жизни и подвигах" старца Серафима, которое не включало в себя "Духовные наставления.

Кроме того большинство поучений старца Серафима, известных ныне, были взяты из будто бы найденных Нилусом С.А. и им же изданных в 1903 году записок помещика Мотовилова Николая Александровича. Однако аутентичность каких-то фактов, которые изложены Мотовиловым, оспаривается.

Еще задолго до канонизации началось народное почитание старца Серафима, при его жизни. Подготовительный процесс к официальной канонизации привел к политическому скандалу, и он должен рассматриваться в качестве стремления царя Николая II превозмочь некое «средостение» (как выразился генерал А. А. Мосолов), которое якобы разъединяло правителя с народом, искренне его любящим.

Первый источник, который указывает на появление идеи официальной канонизации, датируется 27 января 1883 года — это год коронации Александра III (В 1883 году 25 января был издан Высочайший манифест датой от 24 января этого же года о том, что был коронован царствующий император, коронация состоялась в мае того же года). В письме начальника московских женских гимназий Виноградова Гавриила Киприановича, которое адресовано Победоносцеву К.П., обер-прокурору Святейшего Синода, являвшемуся человеком близким к трону, предложено начало царствования ознаменовать открытием мощей преподобного, который был чтим угодником всей России, молитвы которого были действенны при его жизни, перед коронованием государя-императора. Теперь эти молитвы будут тем более благопоспешны для великого государя, когда старец Серафим предстанет перед престолом Всевышнего в лице серафимовском. Судя по всему, Победоносцев отнёсся к такому предложению неодобрительно.

Как свидетельствует граф С. Ю.  Витте, сам лично Николай II потребовал канонизации от Победоносцева, вполне возможно, что на этом настояла супруга — весной 1902 года (по официальной версии это произошло 19 июля 1902 года). Так же Граф Витте упоминал о роли Александры Феодоровны. Так появился в кабинете ЕГО Величества огромный портрет святого Серафима, тем самым подтверждая веру государей в святость старца Серафима.

Победоносцев же обвинял архимандрита Серафима (Чичагова), в то время являвшегося настоятелем монастыря Спасо-Евфимиевского, в том, что именно архимандрит подал идею императору о канонизации. К этому же мнению склонялся и генерал А.А. Киреев, который отметил, что Обер-прокурор называл архимандрита Серафима (Чичагова) плутом и великим пролазом. Он утверждал, что тот как-то втерся в доверие к Государю, после чего сам Государь распорядился в данном вопросе самовольно. Он говорил, что пусть Серафим святой, но такое распоряжение не соответствует чувству религиозности как верно понятому и русским канонам.

Под председательством Московского митрополита Владимира (Богоявленского) комиссия, которая включала в себя в том числе архимандрита Серафима (Чичагова), 11 января 1903 года сделала освидетельствование останков Машнина Серафима. В секретном докладе излагались результаты освидетельствования, которые, не смотря на секретность, вскоре стали известны практически всей читающей публике. Ввиду того, что присутствовали ожидания «нетленности» мощей, чего не было обнаружено, Петербургский митрополит Антоний (Вадковский) был вынужден выступить в "Новом времени" и в "Прибавлениях к церковным ведомостям" с заявлением, где он выразил наличие факта сохранности «остова» старца Саровского и привел мнение, что нетленные мощи не обязательны для прославления.