Канонизация Серафима Саровского

Канонизация Серафима Саровского.

Святейший Синод Своим Деянием от 29 января 1903 года извещал о том, что Святейший Синод, полностью убежденный в достоверности и истинности чудес, совершающихся по молитвам отца Серафима, при этом воздав хвалу всему дивному от святых Своих и Господу Богу, благодеющему присно твердой в Православии Российской Державы, и во времена благословенного царствования Великого Государя Николая Александровича, как и раньше, решившего сделать в качестве прославления благочестия нового подвижника великое знамение для русского православного народа, преподнес Его Императорскому Величеству доклад, в которое изложено решение Синода.

Решение было таким:
  1. Почивающего в пустыни Саровской, благоговейного старца Серафима причислить к лику святых, прославленных Божьей благодатью, а останки старца признать святыми мощами и разместить их в специально подготовленную самим Императорским Величеством гробницу для чествования и поклонения от приходящих к мощам с молитвой;
  2. сделать особую службу по преподобному отцу Серафиму, а до тех пор, пока не составили специальную службу, после дня, прославляющего его память, делать по нему общую для преподобных службу, день для празднования его памяти будет днем его преставления, то есть 2 января, а также днем открытия его святых мощей;
  3. всему народу объявить эту новость от Святейшего Синода.

Следует отметить, что в "Настольной книге для священно-церковно-служителей" 1913 года издания составители книги решили первый пункт Деяния дополнить необходимым пространным комментарием, который бы разъяснял мнение Российской Церкви в вопросе о нетленности мощей. Как утверждали некоторые, будто святые мощи всегда и обязательно совершенно нетленные, в том смысле, что совершенно целые, нисколько неповрежденные и неразрушенные тела. Однако понятие слова "мощи" обязательно в смысле целого тела, а не его частей, преимущественно костей - само по себе неправильно и вводит в заблуждение и разногласие греческой церковью, поскольку у греков не проповедуются учения о том, что мощи обязательно являются целым телом, а мощи большинства святых Греции, Востока, также как и Запада, по сути кости.

В 1903 году, летом, прошли так называемые Саровские торжества, собравшие порядка 150 тысяч человек в одном месте, при участии императора и других членов царской крови и императорской фамилии.