МНЕНИЕ: Венчание до регистрации брака - вопрос дискуссионный, считают представители РПЦ
4 июля 2013 года

Русская православная церковь не одобряет практику венчания до официальной регистрации брака в ЗАГСе, свидетельствующей о серьезности намерений супругов. Вместе с тем внимание государственных деятелей к задаче укрепления института брака и, в частности, стремление повысить в глазах общества ценность венчания можно только приветствовать, считают опрошенные представители РПЦ.

Глава комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей Елена Мизулина ранее в ходе общения с журналистами сообщила, что в настоящее время существует тенденция, когда желающие жить вместе юноша и девушка венчаются, не вступив перед этим в законный брак. По ее словам, этот момент, в частности, учитывался при разработке проекта "Концепции государственной семейной политики РФ на период до 2025 года".

Согласно проекту концепции, свидетельство о венчании предлагается отнести "к документам, являющимся основанием для государственной регистрации заключения брака и выдачи свидетельства о заключении брака".

Тема венчания также получила особый резонанс в связи с недавним заявлением лидера ЛДПР Владимира Жириновского об отказе декларировать доходы супруги, поскольку их брак только церковный.

ХРИСТИАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА БРАК

В соответствии со сложившейся в Русской православной церкви практикой, священнослужители перед венчанием, которое является одним из семи церковных таинств ("таинство брака"), должны ознакомиться со свидетельством о браке.

"Бывают ситуации, в которых люди иногда воспринимают венчание как нечто ни к чему не обязывающее, не влекущее за собой серьезных последствий, и поэтому думают, что венчанный брак расторгнуть легче, чем зарегистрированный в государственных органах - это совершенно неправильный подход", - говорит глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

На вопрос о том, как он относится к мерам, предлагаемым в концепции семейной политики, священнослужитель замечает, что "это вопрос дискуссионный".

"Если государство станет принимать во внимание венчание как дополнительное свидетельство серьезности намерений вступивших в брак - это бы всячески приветствовалось. Но я убежден в том, что венчание, оторванное от государственной регистрации брака, никак не соответствует христианской ответственности за брак", - отметил собеседник агентства.

Глава синодального отдела при этом напомнил, что в некоторых странах церкви и другие религиозные общины уже обладают правом регистрации брака. "Я не уверен, что это нужно современным российским религиозным организациям, но факт венчания должен по достоинству оцениваться в нашем обществе", - добавил он.

СКОРОПАЛИТЕЛЬНЫХ ВЕНЧАНИЙ В ЦЕРКВИ НЕТ

Настоятель Татианинского храма при МГУ имени Ломоносова, экс-глава патриаршей пресс-службы протоиерей Владимир Вигилянский в свою очередь сказал , что "не замечал такую тенденцию", о которой говорит депутат Мизулина, - чтобы верующие супруги венчались без предварительной регистрации в ЗАГСе.

"Священники никогда не венчают и не должны венчать людей незнакомых. Мало того, их знакомство, жениха и невесты, у нас имеет продолжительное время, и то испытание, которое дается в государственных конторах - два-три месяца, для Церкви, наоборот, очень маленький срок. У нас до года примерно люди знакомятся друг с другом. Скоропалительных венчаний в Церкви не происходит", - сказал Вигилянский.

Он отметил, что "вообще венчаться намного сложнее, чем зарегистрироваться в государственных институтах, то есть в ЗАГСе". По словам настоятеля Татианинского храма, священнослужители венчают только верующих, воцерковленных людей, которые регулярно участвуют в других таинствах Церкви - таинствах исповеди и Причастия, и которые "на глазах у священника".

"Других людей в Церкви не венчают. Вернее, не должны венчать. Что происходит на самом деле, я не знаю. В моей практике я не венчал таких людей, и в нашем храме такого не происходит", - отметил собеседник агентства.

Как напомнил Вигилянский, до революции 1917 года церковная практика в сфере заключения брака была еще более строгой: помимо венчания, в России существовало еще обручение, "и после обручения люди иногда годами ждали венчания". Сейчас обряды обручения и венчания соединены в одном чинопоследовании венчания.

Комментируя проект концепции семейной политики, экс-глава патриаршей пресс-службы предположил, что, видимо, разработчики учитывают то обстоятельство, "что Церковь более серьезно относится к этому акту, к этому таинству (брака)". "Поэтому то, что в концепции написано, это вполне приемлемая вещь, она может существовать", - сказал Вигилянский, добавив при этом, что священник "никогда не должен потакать" человеческому лукавству.

ИДЕЯ КОНЦЕПЦИИ "ВПОЛНЕ РАЗУМНАЯ"

Председатель Московской епархиальной комиссии по социальному служению протоиерей Михаил Потокин со своей стороны уточнил , что канонических запретов на венчание не зарегистрировавших свой брак молодых людей в Церкви не существует.

"Мы имеем венчания и церковный брак уже тысячелетия, а государственная регистрация - она последние сто лет совершается, до революции ЗАГСов не было. Другое дело, что есть сложившаяся практика, которая обусловлена многими причинами и подразумевает определенные условия, при которых людей можно венчать", - сказал Потокин.

По его словам, одним из таких условий как раз является государственная регистрация брака. Как заметил Потокин, было бы странно, если бы человек, изъявляя желание венчаться и взять на себя определенные духовные обязательства, не был бы готов принять на себя при этом и материальные обязательства по отношению к своей будущей семье, которые "все-таки менее значимы, чем обязательства, связанные с порядочностью, с соблюдением чистоты брачных отношений".

"Возникает вопрос: почему тогда решили венчаться? Почему "сверху" начали, не "снизу"? Я не могу одни обязательства принимать, а другие не принимать - я все принимаю", - пояснил Потокин.

Кроме того, добавил он, для мегаполисов, больших городов характерно то, что священник может просто не знать хорошо людей, решивших в его храме венчаться, они могут не относиться к числу постоянных прихожан, и в этом случае документ о регистрации брака в ЗАГСе может быть дополнительным свидетельством серьезности намерений двух супругов.

Говоря об идеях концепции семейной политики до 2025 года, глава епархиальной комиссии по соцслужению отметил, что в некоторых странах уже есть практика, когда государство признает брак действительным после его церковной регистрации. "Думаю, что это не новая практика, и, наверное, это достаточно разумно", - заключил Потокин.